-->
Должностные
обязанности учителя
Приказ
Министерства здравоохранения и
социального развития Российской
Федерации (Mинздравсоцразвития России)
от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва
"Об
утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные характеристики
должностей работников образования""
Опубликовано
20 октября 2010 г.
В
соответствии с пунктом 5.2.52 Положения
о Министерстве здравоохранения и
социального развития Российской
Федерации, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от
30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898;
2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (1 ч. ),
ст. 1036; N 15, ст.1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N
46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст.
378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088;
N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст.
1225; N 25, ст. 3167; N 26, ст. 3350; N 31, 4251), приказываю:
Утвердить
Единый квалификационный справочник
должностей руководителей, специалистов
и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников
образования" согласно приложению.
Министр
Т. Голикова
Приложение
Единый
квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и служащих
Раздел
"Квалификационные характеристики
должностей работников образования"
I.
Общие положения
1.
"Квалификационные характеристики
должностей работников образования"
Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов
и служащих (далее - ЕКС) предназначен
для решения вопросов, связанных с
регулированием трудовых отношений,
обеспечением эффективной системы
управления персоналом образовательных
учреждений и организаций независимо
от их организационно-правовых форм и
форм собственности.
2.
Раздел "Квалификационные характеристики
должностей работников образования"
ЕКС состоит из четырех разделов: I -
"Общие положения", II - "Должности
руководителей", III - "Должности
педагогических работников", IV -
"Должности учебно-вспомогательного
персонала".
3.
Квалификационные характеристики
применяются в качестве нормативных
документов или служат основой для
разработки должностных инструкций,
содержащих конкретный перечень
должностных обязанностей работников,
с учетом особенностей организации труда
и управления, а также прав, ответственности
и компетентности работников. При
необходимости должностные обязанности,
включенные в квалификационную
характеристику определенной должности,
могут быть распределены между несколькими
исполнителями.
4.
Квалификационная характеристика каждой
должности имеет три раздела: "Должностные
обязанности", "Должен знать" и
"Требования к квалификации".
В
разделе "Должностные обязанности"
содержится перечень основных трудовых
функций, которые могут быть полностью
или частично поручены работнику,
занимающему данную должность, с учетом
технологической однородности и
взаимосвязанности работ, позволяющих
обеспечить оптимальную специализацию
по должностям служащих.
В
разделе "Должен знать" содержатся
основные требования, предъявляемые к
работнику в отношении специальных
знаний, а также знаний законодательных
и иных нормативных правовых актов,
положений, инструкций и других документов,
методов и средств, которые работник
должен применять при выполнении
должностных обязанностей.
В
разделе "Требования к квалификации"
определены необходимые для выполнения
должностных обязанностей уровень
профессиональной подготовки работника,
удостоверяемый документами об образовании,
а также требования к стажу работы.
5.
При разработке должностных инструкций
допускается уточнение перечня работ,
которые свойственны соответствующей
должности в конкретных
организационно-педагогических условиях
(например, каникулярный период, не
совпадающий с отпуском работников,
отмена для обучающихся, воспитанников
учебных занятий, изменение режима
образовательного процесса по
санитарно-эпидемиологическим,
климатическим и иным основаниям и т.п.),
а также установление требований к
необходимой специальной подготовке
работников.
6.
В целях совершенствования организации
и повышения эффективности труда
работников учреждения возможно расширение
круга их обязанностей по сравнению с
установленными соответствующей
квалификационной характеристикой. В
этих случаях без изменения должностного
наименования работнику может быть
поручено выполнение обязанностей,
предусмотренных квалификационными
характеристиками других должностей,
близких по содержанию работ, равных по
сложности, выполнение которых не требует
другой специальности и квалификации.
7.
При разработке должностных инструкций
по должностям работников, относящимся
к общеотраслевым должностям служащих,
а также по должностям работников,
свойственным другим видам экономической
деятельности (медицинские работники,
работники культуры: художественные
руководители, дирижеры, режиссеры,
балетмейстеры, хормейстеры, работники
библиотек и др.), применяются квалификационные
характеристики, предусмотренные для
соответствующих должностей служащих
с уточнением перечня работ, которые
свойственны соответствующей должности
в конкретных организационно-педагогических
условиях.
8.
Должностное наименование "старший"
применяется при условии, если работник
наряду с выполнением обязанностей,
предусмотренных по занимаемой должности,
осуществляет руководство подчиненными
ему исполнителями. Должность "старшего"
может устанавливаться в виде исключения
и при отсутствии исполнителей в
непосредственном подчинении работника,
если на него возлагаются функции
руководства самостоятельным участком
работы.
9.
Лица, не имеющие специальной подготовки
или стажа работы, установленных в разделе
"Требования к квалификации", но
обладающие достаточным практическим
опытом и компетентностью, выполняющие
качественно и в полном объеме возложенные
на них должностные обязанности, по
рекомендации аттестационной комиссии,
в порядке исключения, могут быть назначены
на соответствующие должности так же,
как и лица, имеющие специальную подготовку
и стаж работы.
III.
Должности педагогических работников
Учитель
Должностные
обязанности.
Осуществляет обучение и воспитание
обучающихся с учетом их психолого-физиологических
особенностей и специфики преподаваемого
предмета, способствует формированию
общей культуры личности, социализации,
осознанного выбора и освоения
образовательных программ, используя
разнообразные формы, приемы, методы и
средства обучения, в том числе по
индивидуальным учебным планам, ускоренным
курсам в рамках федеральных государственных
образовательных стандартов, современные
образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые
образовательные ресурсы. Обоснованно
выбирает программы и учебно-методическое
обеспечение, включая цифровые
образовательные ресурсы. Проводит
учебные занятия, опираясь на достижения
в области педагогической и психологической
наук, возрастной психологии и школьной
гигиены, а также современных информационных
технологий и методик обучения. Планирует
и осуществляет учебный процесс в
соответствии с образовательной программой
образовательного учреждения, разрабатывает
рабочую программу по предмету, курсу
на основе примерных основных
общеобразовательных программ и
обеспечивает ее выполнение, организуя
и поддерживая разнообразные виды
деятельности обучающихся, ориентируясь
на личность обучающегося, развитие его
мотивации, познавательных интересов,
способностей, организует самостоятельную
деятельность обучающихся, в том числе
исследовательскую, реализует проблемное
обучение, осуществляет связь обучения
по предмету (курсу, программе) с практикой,
обсуждает с обучающимися актуальные
события современности. Обеспечивает
достижение и подтверждение обучающимися
уровней образования (образовательных
цензов). Оценивает эффективность и
результаты обучения обучающихся по
предмету (курсу, программе), учитывая
освоение знаний, овладение умениями,
развитие опыта творческой деятельности,
познавательного интереса обучающихся,
используя компьютерные технологии, в
т.ч. текстовые редакторы и электронные
таблицы в своей деятельности. Соблюдает
права и свободы обучающихся, поддерживает
учебную дисциплину, режим посещения
занятий, уважая человеческое достоинство,
честь и репутацию обучающихся. Осуществляет
контрольно-оценочную деятельность в
образовательном процессе с использованием
современных способов оценивания в
условиях информационно-коммуникационных
технологий (ведение электронных форм
документации, в том числе электронного
журнала и дневников обучающихся). Вносит
предложения по совершенствованию
образовательного процесса в образовательном
учреждении. Участвует в деятельности
педагогического и иных советов
образовательного учреждения, а также
в деятельности методических объединений
и других формах методической работы.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья
обучающихся во время образовательного
процесса. Осуществляет связь с родителями
(лицами, их заменяющими). Выполняет
правила по охране труда и пожарной
безопасности.
Должен
знать: приоритетные
направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы
и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную
деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
основы общетеоретических дисциплин в
объеме, необходимом для решения
педагогических, научно-методических и
организационно-управленческих задач;
педагогику, психологию, возрастную
физиологию; школьную гигиену; методику
преподавания предмета; программы и
учебники по преподаваемому предмету;
методику воспитательной работы;
требования к оснащению и оборудованию
учебных кабинетов и подсобных помещений
к ним; средства обучения и их дидактические
возможности; основы научной организации
труда; нормативные документы по вопросам
обучения и воспитания детей и молодежи;
теорию и методы управления образовательными
системами; современные педагогические
технологии продуктивного, дифференцированного
обучения, реализации компетентностного
подхода, развивающего обучения; методы
убеждения, аргументации своей позиции,
установления контактов с обучающимися
разного возраста, их родителями (лицами,
их заменяющими), коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения;
основы экологии, экономики, социологии;
трудовое законодательство; основы
работы с текстовыми редакторами,
электронными таблицами, электронной
почтой и браузерами, мультимедийным
оборудованием; правила внутреннего
трудового распорядка образовательного
учреждения; правила по охране труда и
пожарной безопасности.
Требования
к квалификации.
Высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование
по направлению подготовки "Образование
и педагогика" или в области,
соответствующей преподаваемому предмету,
без предъявления требований к стажу
работы, либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное
профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательном
учреждении без предъявления требований
к стажу работы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий